Главная » Статьи » Открываем магазин

Открываем магазин

Каждый из нас замечал, что некоторые магазины посещаешь с удовольствием, а другие -- только по необходимости. Вопросам удобства совершения покупки посвящены тысячи специальных статей и даже разработана теория "магазиностроения". Как же превратить наши торговые точки в современные супермаркеты?

В правильно организованном магазине покупателю должно быть максимально комфортно, а магазин должен приносить максимальную прибыль. Это и есть основной принцип магазиностроения. Система распределения товаров по торговому залу магазина давно отработана на Западе, а опыт Чехии или Болгарии показывает, что эта система может быть воспроизведена и в странах с "юной" рыночной экономикой. Сейчас подавляющее большинство наших магазинов имеют неказистый интерьер и устаревшее оборудование. В таких "предприятиях торговли" покупатели приобретают только необходимые им товары, хотя давно известно, что в правильно организованном супермаркете делают и незапланированные покупки. Более того, стоимость таких "ненужных" товаров составляет до 50% оставленных в магазине денег!

Для коммерческого успеха современный магазин должен быть достаточно респектабелен и одновременно демократичен. Разумеется, в магазине должно быть тепло и светло, но самое главное - в одном торговом зале покупатель должен обнаружить абсолютно все, что ему может пригодиться для приготовления пищи. При расстановке оборудования прежде всего продумывают схему движения покупателей и рассчитывают площадь, занимаемую товаром определенной группы. Наиболее ходовой товар занимает набольшую площадь в торговом зале.

Затем продумывают маршрут подвоза товаров без помех покупателям. Для этого, например, проходы должны иметь ширину не менее 1,8 метра, а площадь, занимаемая торговым оборудованием, должна в идеале составлять 34% площади всего магазина. При входе в супермаркет покупатель берет тележку, а свою сумку или портфель сдает в пункт хранения, желательно, в индивидуальный ящичек с ключом. Умные продавцы проводят агитацию за сдачу сумок на хранение под лозунгом "Вам так удобнее!", но подразумевают уменьшение воровства.

И вот, наконец, покупатель вошел в торговый зал. Товары здесь расположены на стеллажах такой высоты, что их можно достать даже с верхней полки. На торговых стеллажах банки или пакеты помещают близко друг к другу - это позволяет экономить уже не только площадь, но и объем магазина. По периметру торгового зала устанавливают охлаждаемые стеллажи или холодильные горки, в них располагают расфасованную гастрономию - колбасу, сыр, ветчину, рыбу, а также йогурты, молоко и помытые овощи и фрукты. Кстати, нарезку продуктов повседневного спроса лучше всего делать прямо в супермаркете специальным слайсером, тут же и закатывать в пленку.

В последние годы высоким спросом стали пользоваться продукты глубокой заморозки - овощи для жарки, пицца, замороженные торты. Их хранят в так называемых бонетах (ваннах) в центре зала. Некоторые товары, например, различную газировку или то же молоко, можно выставить в зале штабелями прямо на палеттах -- поддонах размером 80 х 120 см.

Но вот тележка заполнена товарами, и покупатель подошел к кассе. Кассовый узел - это самое узкое место в любом магазине, и именно производительностью кассы определяется оборот магазина. Перед кассой в современном супермаркете необходимо установить резиновый транспортер для выкладки покупок, тут же должен находиться сканер для считывания штрих-кода - лучше всего, встроенное в кассовый аппарат лазерное устройство. А сама касса является пунктом связи с базовым компьютером магазина, хранящим все данные о стоимости и номенклатуре товара. Рядом с кассой должны находиться автоматические весы для взвешивания овощей и фруктов. После расчета покупатель получает чек, напечатанный на хорошем принтере с указанием вида и стоимости покупки. Между прочим, самое важное на кассовом узле - квалификация кассира, именно поэтому сейчас такое внимание уделяется обучению персонала".

Не менее важно правильно оформить территорию, прилегающую к супермаркету . Многие владельцы магазинов экономят на озеленении, не понимая, что благоустройство территории приносит опосредованную прибыль. Однако в той или иной форме “облагораживание” прилегающей территории присутствует почти всегда (выкладка плиткой дорожек и пространства перед входом, газоны вдоль фасада, детские площадки, скамейки, деревья перед входом, парковка для машин, наружное освещение). Небольшая площадь участка создаёт определённые трудности: на благоустройство отводится полоска земли по периметру магазина шириной 2-3 метра. Но и при ограниченной площади возможны различные компромиссные варианты. Например, используя зелёные насаждения, можно оформить часть мостовой в виде стоянки. Совсем не нужна стоянка супермаркету, расположенному в глубине района. В других случаях можно найти альтернативное решение (например, парковать машины вдоль шоссе у супермаркета, расположенного у въезда в город). При благоустройстве территории особенно важны рельеф местности и близлежащая застройка. Так, для магазина, расположенного в низине, нужна дренажная система. Во всех случаях разработчики изучают геоподоснову, карту, где обозначены все коммуникации в данной местности.