Главная » Статьи » Микроклимат в магазине

Микроклимат в магазине

Первым из основополагающих факторов является микроклимат, который мы разделим на три главных составляющих: освещение, шумовой фон, запахи.

Освещение. Если в зале применяется в основном общее освещение (потолочные светильники), следует субъективно оценить впечатление от освещённости зала. Для этого попробуйте, постояв некоторое время на улице днём, зайти в магазин: если в нём есть “тёмные уголки”, Вы их сразу увидите: если будет ощущение, что зашли со света в тень - значит освещения явно недостаточно. Однако не особенно радуйтесь, если таких ощущений нет. В случае применения только общего освещения в магазине будет общий световой фон, пусть и достаточный. Вспомните простую истину: свет продаёт. Но продаёт только акцентированный свет. Человеческий глаз так устроен, что в первую очередь реагирует на более яркое пятно. Выделите, подчеркните светом отдельные места Вашего зала, к которым вы хотите привлечь повышенное внимание, отдельные участки выкладки товара. Обязательно проверьте направление точечных источников света: ни при каком (разумном) положении покупателя свет не должен бить ему в глаза.

Поработайте со светом и увидите, как преобразится Ваш магазин.

Шумовой фон. Легкая и спокойная музыка, негромко, но разборчиво звучащая в торговом зале, создаёт соответствующее настроение. Но и здесь есть несколько тонких моментов.

Не поленитесь подобрать репертуар. Простая трансляция через установленные колонки “Радио ...” вряд ли полностью отвечает поставленной цели: новости, рэп, не совсем удачная шутка ведущего или пошловатый текст иной песни могут привести к нежелательному эффекту. Ничто не должно отвлекать покупателя от процесса выбора товаров.

Второй момент. Колонки должны быть установлены в отдалении от рабочих мест продавцов и кассиров, ни в коем случае не мешая их общению с покупателем.

Запахи. Наверное, не стоит распространяться на тему, какое впечатление оказывает на покупателя неприятный запах в зале. Также не стоит, видимо, рассказывать о системах общей ароматизации торговых залов через системы кондиционирования и вентиляции. Они дорогие и сложные. Тем не менее, стоит сказать вот о чём. Запах свежей выпечки (пусть и из замороженных полуфабрикатов) создаст у покупателя соответствующий настрой, а запах свежекопчёного мяса и рыбы в соответствующих отделах - желание купить. Но вот смесь этих запахов, в случае близкого соседства отделов - жуткий коктейль, вряд ли способный вызвать что-либо, кроме спазмов в желудке. Запах птицы-гриль вызывает аппетит, а запах сгоревшего жира?

Любая идея требует тщательной проработки, а всё, что касается запахов в магазине - втройне: слишком тонка грань между положительным и отрицательным эффектом.

Вторым (по порядку, но не по важности!) фактором является...чистота. Да, конечно, это всем известно, но давайте, просто внимательно перечислим все составляющие нашего понимания чистоты в зале:

  • чистые и аккуратные пол, стены, потолок, жалюзи на окнах или сами окна;
  • чистые овощи и фрукты, находящиеся в отделе; отсутствие гнили и высохшей зелени;
  • чистые и не мятые консервные банки, соки, стеклянные банки и бутылки;
  • чистое торговое оборудование, особенно его стеклянные и зеркальные составляющие;
  • чистая и отглаженная униформа у персонала, от грузчиков до администратора;
  • чистые тележки, на которых подаётся товар в зал;
  • чистый транспортёр кассового терминала;
  • отсутствие мусора и чеков в зоне кассового терминала;
  • отсутствие мусора и чеков на столах переупаковки товара (при их наличии) и вокруг них.

А теперь давайте проверим, всё ли это соблюдается на практике?!

Всё соблюдается.Зал чист и опрятен, однако безлик. Торговое оборудование в Вашем магазине мало чем отличается от соседей. Проявите фантазию - нет ничего сложного. Полистайте журналы, подумайте, посоветуйтесь с художниками. Овощной отдел, винный, молочный, мясной и рыбный, хлебный и кондитерский -внесите изюминку в оформление каждого.

Создайте атмосферу уюта и спокойствия, пусть покупателю захочется провести больше времени в магазине или появится желание зайти в него, даже если он и не собирался ничего покупать.