Главная » Статьи » Планировка супермаркета

Планировка супермаркета

В последнее время конкуренция на российском рынке розничной торговли возросла, происходит настоящая борьба буквально за каждого покупателя. В этих условиях особенно важен вопрос организации эффективной работы магазинов. Мы рассмотрим как этого можно достичь за счет грамотного оформления торговых площадей.

Итак, при открытии супермаркета встают следующие проблемы:

“Нетиповая” планировка некоторых зданий: “лабиринты” помещений, низкие потолки.

В тех случаях, когда помещение нельзя расширить за счёт сноса нескольких стен, приходится делать разбивку на отделы, зрительно увеличивать объём магазина за счёт подбора светлых тонов, зеркал, кессонных конструкций и пр. Как правило, “чистая” высота потолка в магазине не превышает 2,8 м, в лучшем случае она достигает 3 м.

Однако, несмотря на трудности, желательно создавать в супермаркете единый зрительный объём. При линейной структуре организации торговых площадей покупателям легче ориентироваться в зале, а охране легче наблюдать за покупателями. Наблюдательная башенка охраны может располагаться на помосте ближе к малой стороне прямоугольника, который образует торговый зал: всех покупателей из неё, конечно, не видно, но пространство перед кассами - как на ладони. Пространство же между стеллажами и морозильными ваннами в глубине зала контролируется с помощью постов, а также видеокамер, изображение от которых выводится на мониторы в наблюдательной башне. К тому же при линейной организации торговая площадь используется наиболее рационально. Единая зрительная перспектива хороша и с точки зрения эстетического восприятия.

Основной принцип расстановки оборудования в зале - подобное к подобному. Во-первых, меньше проблем с коммуникациями. Во-вторых, должен соблюдаться определённый температурный режим. Так, внутри морозильных ванн образуется “шапка холода”, которую может разрушить повышенная температура другого оборудования. В-третьих, облегчается процесс выбора товаров покупателем.

В супермаркетах с большой площадью, где много торгового оборудования с различной высотой, оборудование с одинаковыми габаритами желательно помещать рядом, чтобы не затруднять обзор магазина. Объём предполагаемых продаж определяет количество прилавков, торговых стеллажей и другого оборудования, его выбор и расстановку. На основании покупательной способности района, в котором располагается супермаркет, определяют его пропускную способность. Важно избегать пересечения потоков покупателей в зале, чтобы не возникала толпа.

При разработке дизайна интерьера торгового зала одновременно с проектированием компоновки и оформления помещения определяются цвет и габариты оборудования, создается проект интерьера в целом. Всегда возможны перестановки, поэтому лучше заранее предусмотреть варианты изменений, например, заложить дополнительные электровыводы. Это гораздо удобнее, чем потом вскрывать полы и ломать стены для проводки коммуникаций.

Желательно и оформление пола не делать “уникальным”. Рисунок пола может быть перекрыт оборудованием - впечатление от него будет уже не то. Среди довольно удачных вариантов расцветки пола - нейтральный фон, квадратики, расположенные в шахматном порядке, продольные полосы, однообразный крапчатый рисунок - в таких решениях заложена достаточная степень вариативности. Особо яркие расцветки пола, стен, потолка мешают восприятию - различные цвета оборудования и продуктов, указателей и неоновых ламп смотрятся лучше на общем нейтральном светлом фоне. Поэтому и в вопросе освещения зала лучше сделать акцент на выделении торгового оборудования и товаров посредством подсветки. Опыт показывает, что такое решение помогает увеличить продажи.

Одной из важных составляющих копцепции магазина является технологическая планировка, т.е совокупность всех помещений торгового предприятия в определённой взаимосвязи, обеспечивающей наиболее рациональную организацию оперативных процессов. Она является непременным условием создания или реконструкции магазина, позволяя добиваться максимально эффективного использования имеющихся торговых площадей.

Технологическая планировка любого помещения должна учитывать следующие требования:

1. торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение.

2. Помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки.

3. Зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения.

4.Кладовые и камеры для хранения товаров не должны быть проходными. Они должны иметь достаточное количество стеллажей и приспособлений для наиболее рационального и удобного размещения товаров и их беспрепятственного вывоза к месту предпродажной подготовки или в торговый зал.

5. Планироика помещений магазина должна обеспечивать минимизацию времени, оптимизацию осуществления, удобство для пользователей и персонала всех торгово-технологических операций.

6. Планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок. Сразу замечу: свободный доступ к товару повышает оборот на 30—70% (!), а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы "показать товар ближе" может снизить оборот вдвое (!).Количество входов в торговый зал зависит от его размеров и конфигурации. Практически для прямоугольного или квадратного зала достаточно одного входа шириной не менее одного метра для небольших магазинов и не менее трёх метров для супермаркетов и гипермаркетов. Если торговый зал имеет узкую и вытянутую планировку, целесообразно иметь два входа-выхода в разных концах зала с центральным расположением расчётно-кассовых узлов. В магазинах самообслуживания число выходов с кассовыми кабинами должно минимум в два раза превышать пропускную способность входа. Причём это всего лишь общее требование, которое нуждается в уточнении применительно к различным форматам магазинов. Например, в европейских гипермаркетах наиболее рациональным признаётся использование длинной линии расположенных рядом расчетно-кассовых узлов для отделения торгового зала от вспомогательных помещений, ведущих к выходу из магазина.. Это даёт возможность регулировать пропускную способность: при небольшом потоке покупателей достаточно работы двух-трёх касс, а при увеличении потока включаются дополнительные.

В торговом зале вся площадь по функциональному назначению делится на установочную (предназначенную для размещения оборудования), расчётно-кассовую, для движения покупателей (проходы), для выкладки товара, для работы продавцов и др.

Особое значение имеет установочная площадь. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торгвом зале.