Главная » Статьи » Варианты размещения товара в торговом зале

Варианты размещения товара в торговом зале

В торговом зале не должно быть пустых полок нигде. Чтобы избежать этой проблемы, необходимо ещё на этапе проектирования чётко просчитать группы и виды товара, которым предполагается торговать и уже на этой основе подбирать оборудование. Если же проблема всё-таки появилась по разным причинам, лучше заполнить полки однотипным товаром или снять лишние и перераспределить оставшиеся. Всего несколько пустых полок смогут создать у покупателя стойкое впечатление полупустого магазина, хотя на самом деле это, возможно, и не так.

Покупатель должен иметь возможность свободно взять товар и столь же свободно поставить его на место. Вам случалось в магазине, потянув за какой-нибудь пакетик, уронить несколько рядом стоящих? Или, вытащив коробку, безуспешно пытаться вставить её на место? Как ощущения? Ни один человек не хочет попасть в неловкую ситуацию.

Покупатель должен иметь возможность чётко идентифицировать предлагаемый ему товар и однозначно определить его цену. Большинство людей не имеет свободных денег. Они идут в магазин, точно зная, какую максимальную сумму могут потратить. Если перед покупателем разложена гора товара, а рядом висит целая стенгазета ценников, то в 85% случаев он не возьмёт ничего, особенно если это не товары первой необходимости.

Товар одной товарной группы не может находиться в разных местах зала. “У нас молоко здесь, и ещё немного там, за колонной”. Если “здесь” покупатель нашёл молоко и взял, то “там” он уже никогда не возьмёт, даже если увидит именно то, которое хотел. Не смешивайте в хаотичном порядке продуктовые и непродуктовые группы товаров. Это вызывает только раздражение.

Выкладка товаров — это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Это услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений.

Между размещением и выкладкой товаров есть разница. Под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка — это расположение, укладка и показ товаров на торговом оборудовании.

Различают несколько видов выкладки товаров:

Вертикальная выкладка - однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую — творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

Горизонтальная выкладка - тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования, причем каждый товар занимает полностью 1-2 полки. Например, одна полка — томатные соусы; другая полка -прочие соусы; третья полка — майонезы. Этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.

Выкладка «навалом» - размещение товаров с использованием различных типов емкостей или базовых стендов (магазинных тележек, проволочных корзин, бачков, столов или комплектов ёмкостей, поставляемых производителями продуктов).

Выкладка фронтальным способом - один образец товара выставляется в полную величину, остальные (за ним) видны частично или не видны. На практике применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара, где ассортимент узок, предпочтительнее вертикальная выкладка; где он более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная. Выкладка товаров подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную). Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка (выполненная с применением средств объемно-пространственной композиции) применяется для оформления холодильных витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. Использовать декоративную выкладку в магазинах самообслуживания нецелесообразно — что останется от композиции, когда покупатели разберут часть товаров?

Выкладка товаров может решать следующие основные задачи:

  • способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
  • предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя;
  • способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;
  • создавать условия для «перекрестного мерчандайзинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
  • создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок;
  • способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.

Выкладка товаров тесно связана с понятием точки продаж. Точка продаж — место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, т. е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора товаров (стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи, различные виды холодильного оборудования).

Основная точка продаж — это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы.

Дополнительная точка продаж — это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно. Представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд, стойку, холодильник, не привязанный к основной точке продажи этого товара.

Дополнительные места продажи, как правило, организуются для самых продаваемых позиций товарной группы (для товаров с высоким оборотом) и товаров импульсного спроса. Дополнительные точки продажи располагают сообразно движению потока покупателей в торговом зале. Чаще их размещают при подходе к кассам, но эффективно действуют и дополнительные точки, расположенные по внешнему периметру торгового зала (в соответствии с правилом «перекрестного» мерчандайзинга), а также в начале торговых линий.

Национальные особенности выкладки товара

Яркий товар нужно выкладывать в первых рядах. Это привлечет внимание потребителя проходящего мимо и заставит ознакомиться с другим ассортиментом данного продукта. Товары для мужчин лучше располагать на верхних полочках. Если они находятся внизу, то сильный пол не обратит на них внимания. Спрос на товары для женщин возрастает, когда продукция находится на средних полках, в крайнем случае, на нижних. Около кассы надо размещать товары, которые пользуются меньшим спросом. Самые дорогие продукты следует выкладывать сразу при входе, желательно с правой стороны.